Чем крепить металл, если нержавеющие саморезы не годятся?
Самонарезающий нержавеющий крепёж из сталей А2 и А4, в том числе самосверлящий, не всегда подходит для одностороннего скрепления металлоизделий (например, профлиста с уголком или трубой), даже несмотря на требование коррозионной стойкости. Причина этого – механические свойства аустенитной стали, из которой они изготовлены. А именно – недостаточная твёрдость для прорезания углеродистой стали или более мягких, но толстых деталей. Этим приходится платить, как раз, за повышенную стойкость к коррозии и обрабатываемость давлением.
Подробнее о том, почему так происходит, мы уже рассказывали в предыдущей статье, а требования стандарта к крепёжным изделиям и методы их испытания описаны в справочном разделе нашего сайта.
И наши клиенты нередко сталкиваются с такой проблемой. Если соединение разбирать не планируется, то детали небольшой толщины можно скрепить заклёпками, которые также выпускаются из сталей А2 и А4, а чем же скреплять металлы в условиях коррозионной активности среды так, чтобы потом можно было это соединение разобрать?
Если с толщиной скрепляемых деталей можно бороться по-разному:
- выбрать винт большего диаметра (и соответствующей длины – обязательно большей, чем суммарная толщина скрепляемых деталей), которому хватит прочности для прорезания резьбы на всём требуемом пути,
- просверлить все детали, кроме последней по ходу завинчивания, диаметром больше, чем у резьбы винта,
– с тем, чтобы винту осталось нарезать резьбу не во всех деталях, а только в одной, остальные же прижать к ней головкой,то при недостатке твёрдости нужны другие решения.
Одно из них – применить саморез из более твёрдого материала – закалённой углеродистой стали. Спектр материалов и диапазон толщин доступных для скрепления ими (при тех же диаметрах) намного шире. Но такие винты будут сильно уступать по коррозионной стойкости. Если среда влажная или содержит другие химически активные компоненты, крепёж необходимо защищать. Тут тоже два пути – в зависимости от бюджета и требуемой длительности защиты: нанесение покрытия (покраска, оцинковка и т. д.) или использование коррозионностойкого крепежа. Второй путь тоже имеет два варианта:
- крепёж из хромистой стали С1, которая занимает промежуточное положение между углеродистой сталью и более дорогой нержавейкой – как по твёрдости, так и по коррозионной стойкости (ну и по цене, разумеется, тоже),
- биметаллический крепёж, имеющий основную часть резьбы и головку из стали А2/А4, а сверло и первые витки резьбы — из закалённой углеродистой стали, и таким образом решающий одновременно задачи и нарезания резьбы в условиях повышенного сопротивления материала детали, и обеспечения последующей длительной коррозионной стойкости.
Есть ещё, конечно, вариант создать посадочное место твёрдым винтом, а потом заменить его нержавеющим. Но это уже… скажем так, на любителя. По сути, биметаллический крепёж это же самое и делает, только в одно действие.
Ну а при необходимости соединить совсем уж твёрдые материалы (закалённые стали, чугуны, кобальтовые сплавы, тугоплавкие металлы и т. п.) или толстые детали вас выручат болты и шпильки.